Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы заключается в том, что сегодня усиливается потребность подростков в самостоятельности, независимости, свободе выбора сферы самореализации и самоутверждения; в этих условиях актуализируется проблема интеграции их в систему социальных отношений, усвоения элементов культуры, социальных норм и ценностей. Практика показывает, что за последние годы произошло сужение «подросткового пространства» городов, резко снизилась работа по развитию массового спорта, уменьшилось число дополнительных культурных услуг, что негативно влияет на реализацию интересов и потребностей детей и подростков. Из педагогического арсенала исчезают многие полезные традиции: разновозрастные «дворовые игры» как средство социализации ребенка в вид досуга; различные виды досуговых мероприятий, в которых участвуют представители различных поколений. В связи с этим возрастает необходимость использования воспитательных возможностей детско-подростковых объединений по интересам для социализации подрастающего поколения. Подростковые клубы представляют собой такую форму работы с детьми и подростками, которая создает условия не только для их досуга, но и для максимально успешного личностного и социального развития.
Проблема исследования: какова роль подростовых клубов по месту жительства в социализации подрастающего поколения?
Объект исследования – процесс социализации детей и подростков.
Предмет – деятельность подростковых клубов по месту жительства как института социализации.
Целью исследования является выявление роли и значения подростковых клубов по месту жительства в социализации детей и подростков.
Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, были сформулированы следующие задачи:
на основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть содержание понятия «социализация»;
охарактеризовать особенности социализации современных подростков;
рассмотреть подростковый клуб по месту жительства как институт социализации детей и подростков;
проанализировать роль детско-подросткового клуба «Факел» (г. Нижний Новгород) в социализации детей и подростков.
Методы исследовательской работы: анализ социально-педагогической, психолого- педагогической, методической литературы, изучение социально- педагогического опыта.
Глава 1. Теоретические основы изучения социализации детей и подростков
1.1 Содержание понятия «социализация»
Проблема ᅠсоциализации ᅠдетей и подростков, ᅠих ᅠсаморазвитие ᅠи ᅠсамореализация ᅠявляется ᅠодним ᅠиз ᅠважных ᅠнаправлений ᅠсовременных ᅠпсихолого-педагогических, ᅠсоциологических ᅠи ᅠфилософских ᅠисследований. ᅠЕё ᅠплодотворно ᅠразрабатывают ᅠкрупнейшие ᅠотечественные ᅠи ᅠзарубежные ᅠученые.
Термин ᅠ»социализация» ᅠпервоначально ᅠпринадлежал ᅠк ᅠпонятиям ᅠполитэкономической ᅠтеории ᅠи ᅠозначал ᅠобобществление ᅠземли ᅠили ᅠсредств ᅠпроизводства. ᅠСвою ᅠсовременную ᅠтрактовку ᅠон ᅠвпервые ᅠприобрел ᅠв ᅠработе ᅠФ.Г. ᅠГиддингса «Теория ᅠсоциализации», ᅠгде ᅠон ᅠопределялся ᅠкак ᅠ«развитие ᅠсоциальной ᅠприроды ᅠили ᅠхарактера ᅠиндивида» [цит. по: 21, с. 8].
Социализация
Рис. ᅠ1 ᅠ– ᅠКлассификация ᅠпонятия ᅠсоциализации
Первые ᅠконцепции ᅠсоциализации ᅠявлялись ᅠв ᅠосновном ᅠсубъект-объектными, ᅠто ᅠесть ᅠсводящими ᅠсуть ᅠее ᅠпроцесса ᅠк ᅠдавлению ᅠна ᅠребенка ᅠсоциальной ᅠсреды, ᅠ«стремящейся ᅠсформировать ᅠего ᅠпо ᅠсвоему ᅠобразу ᅠи ᅠподобию» [3, с. 109].
Подобный ᅠподход ᅠхарактерен ᅠи ᅠдля ᅠтеории ᅠструктурного ᅠфункционализма ᅠТ. ᅠПарсонса, ᅠсчитавшего, ᅠчто ᅠсущность ᅠсоциализации ᅠ– ᅠприобретение ᅠиндивидуумом ᅠкомплекса ᅠориентации, ᅠнеобходимых ᅠдля ᅠего ᅠфункционирования ᅠв ᅠсвоей ᅠсоциальной ᅠроли. ᅠЭтот ᅠже ᅠподход ᅠприсущ ᅠи ᅠсоциально-лингвистическим ᅠтеориям ᅠЭ. ᅠСепира ᅠи ᅠБ. ᅠБернстайна, ᅠсогласно ᅠкоторым ᅠ«проводником ᅠв ᅠсоциальную ᅠреальность» ᅠпризнавался ᅠязык. [цит. по: 16, с. 125]
Но ᅠв ᅠдействительности ᅠчеловек ᅠникогда ᅠне ᅠостается ᅠпассивным ᅠрецепиентом ᅠнорм ᅠи ᅠценностей ᅠобщества; ᅠсоциализация ᅠесть ᅠдвойственный ᅠпроцесс, ᅠи ᅠее ᅠобъект ᅠявляется ᅠодновременно ᅠи ᅠсубъектом, ᅠреализующим ᅠи ᅠразвивающим ᅠсвой ᅠтворческий ᅠпотенциал. ᅠЭффективная ᅠсоциализация ᅠвсегда ᅠпредполагает ᅠопределенный ᅠбаланс ᅠмежду ᅠединством ᅠиндивида ᅠс ᅠобществом ᅠи ᅠобособлением ᅠот ᅠнего.
Соотношение ᅠмежду ᅠфункциями ᅠиндивидуума ᅠкак ᅠсубъекта ᅠи ᅠобъекта ᅠсоциализации ᅠвесьма ᅠнепостоянно, ᅠоно ᅠзависит ᅠот ᅠконкретных ᅠусловий ᅠжизнедеятельности, ᅠвозрастного ᅠэтапа ᅠразвития ᅠчеловека ᅠи ᅠот ᅠего ᅠличностных ᅠособенностей. ᅠНо, ᅠнесмотря ᅠни ᅠна ᅠчто, ᅠсоциализация ᅠвсегда ᅠостается ᅠдвусторонним ᅠпроцессом, ᅠкоторый ᅠне ᅠпрекращается ᅠпа ᅠпротяжении ᅠвсей ᅠчеловеческой ᅠжизни, ᅠт.к. ᅠна ᅠвсех ᅠее ᅠэтапах ᅠчеловек ᅠиспытывает ᅠвлияние ᅠобщества.
В ᅠпсихологическом ᅠсловаре ᅠподчеркивается ᅠактивное ᅠучастие ᅠиндивида ᅠв ᅠпроцессе ᅠсоциализации, ᅠа ᅠвоспитанию ᅠотводится ᅠведущее ᅠи ᅠопределяющее ᅠместо ᅠв ᅠсоциализации. ᅠ«Социализация ᅠэто ᅠпроцесс ᅠи ᅠрезультат ᅠусвоения ᅠактивного ᅠвоспроизводства ᅠиндивидуумом ᅠсоциального ᅠопыта, ᅠосуществляемый ᅠв ᅠобщении ᅠи ᅠдеятельности. ᅠСоциализация ᅠможет ᅠпроисходить ᅠкак ᅠв ᅠусловиях ᅠстихийного ᅠвоздействия ᅠна ᅠличность ᅠразличных ᅠобстоятельств ᅠжизни ᅠв ᅠобществе, ᅠимеющих ᅠиногда ᅠхарактер ᅠразнонаправленных ᅠфакторов, ᅠтак ᅠи ᅠв ᅠусловиях ᅠвоспитания, ᅠто ᅠесть ᅠцеленаправленного ᅠформирования ᅠличности. ᅠВоспитание ᅠявляется ᅠведущим ᅠи ᅠопределяющим ᅠначалом ᅠсоциализации» [цит. по: 21, с. 10].
Сейчас ᅠс ᅠпонятием ᅠ«социализация» ᅠв ᅠпедагогике ᅠпроисходят ᅠразительные ᅠперемены. ᅠЕще ᅠдесятилетие ᅠназад ᅠим ᅠоперировали ᅠтолько ᅠспециалисты ᅠв ᅠобласти ᅠсоциологии ᅠи ᅠсоциальной ᅠпсихологии, ᅠа ᅠофициальная ᅠпедагогика ᅠвсе ᅠмеханизмы ᅠстановления ᅠличности ᅠописывала ᅠчерез ᅠкатегорию ᅠ«воспитание». ᅠСейчас, как утверждают К.С. Гордеев и Н.А. Дубровин, ᅠв ᅠмногочисленных ᅠпедагогических ᅠработах ᅠвсе ᅠобставляется ᅠс ᅠ«точностью ᅠдо ᅠнаоборот»: ᅠодни ᅠавторы ᅠс ᅠэнтузиазмом ᅠпервопроходцев ᅠпросто ᅠупраздняют ᅠвоспитание ᅠи ᅠвсе, ᅠчто ᅠпрежде ᅠимело ᅠк ᅠнему ᅠотношение, ᅠдругие ᅠсчитают ᅠсоциализацией ᅠнравственное ᅠи ᅠгражданское ᅠвоспитание ᅠи ᅠсложнейшую ᅠпроблему ᅠсмены ᅠв ᅠнашем ᅠобществе ᅠжизненных ᅠценностей ᅠи ᅠнравственных ᅠимперативов ᅠпытаются ᅠрешать ᅠсредствами ᅠсоциализации; ᅠтретьи ᅠназывают ᅠсоциализацией ᅠвсе ᅠстихийные, ᅠпедагогически ᅠне ᅠоснащенные ᅠвлияния ᅠна ᅠребенка ᅠи ᅠтем ᅠсамым ᅠвыводят ᅠее ᅠза ᅠпределы ᅠпредмета ᅠпедагогики [3, с. 109].
Понимание ᅠсоциализации ᅠкак ᅠприспособления ᅠхарактерно ᅠдля ᅠпсихоанализа, ᅠбихевиоризма ᅠи ᅠнеобихевиоризма. ᅠНеофрейдисты ᅠрассматривают ᅠсоциализацию ᅠкак ᅠпроцесс ᅠадаптации ᅠв ᅠсоциуме, ᅠсопряжения ᅠприродных ᅠимпульсов, ᅠинстинктов ᅠи ᅠтребований ᅠсоциальной ᅠсреды, ᅠгде ᅠэти ᅠинстинкты ᅠреально ᅠмогут ᅠбыть ᅠудовлетворены, ᅠв ᅠрезультате ᅠкоторых ᅠвырабатываются ᅠсоциально ᅠприемлемые ᅠспособы ᅠих ᅠреализации.
Представители ᅠбихевиоризма ᅠи ᅠнеобихевиоризма ᅠтрактуют ᅠсоциализацию ᅠкак ᅠпроцесс ᅠсоциального ᅠнаучения, ᅠстимулом ᅠк ᅠкоторому ᅠтакже ᅠявляется ᅠнеобходимость ᅠадаптации ᅠк ᅠсоциуму. В ᅠсовременной ᅠотечественной ᅠпсихологии ᅠтакже ᅠвстречается ᅠвзгляд ᅠна ᅠсоциализацию ᅠкак ᅠадаптацию. ᅠРассмотрим ᅠдля ᅠсравнения ᅠопределение ᅠБ.Г. ᅠПарыгина: ᅠ«Процесс ᅠсоциализации ᅠ- ᅠвхождение ᅠв ᅠсоциальную ᅠсреду, ᅠприспособления ᅠк ᅠней, ᅠосвоение ᅠопределенных ᅠролей ᅠи ᅠфункций, ᅠкоторое ᅠвслед ᅠза ᅠсвоими ᅠпредшественниками ᅠповторяет ᅠкаждый
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беличева, С.А. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних / С.А. Беличева, А. Б. Белинская. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2019 – 304 с.
2. Васильковская, М.И. Деятельность клубного объединения в развитии творческих способностей детей подросткового возраста / М.И. Васильковская // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2017. – №38. – С. 52-158.
3. Гордеев, К.С. Понятие, факторы и механизмы социализации / К.С. Гордеев, Н.А. Дубровин // Гуманитарные научные исследования. – 2021. – № 5 (117). – С. 108-113.
4. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология. Энциклопедия / М.И. Еникеев. - М.: Приор, 2017. - 560 c.
5. Злобина, Л.А. Проблемы социализации подростка / Л.А. Злобина // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. – М.: ООО «АрКонсалт». – 2017. –С. 119-120..
6. Иванова, В.П. Особенности аутентичности в подростковом и юношеском возрасте / В.П. Иванова, С.М. Хандышанова // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. – 2018. – Т. 18. № 1. – С. 190-194.
7. Казанская, В.Г. Подросток: социальная адаптация. Книга для психологов, педагогов и родителей / В.Г. Казанская. – [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://mir-knig.com/read_225867-1 (дата обращения: 28.12.2021).
8. Камалова, Н.Ю. Влияние основных агентов социализации на формирование социальной компетентности подростков / Н.Ю. Камалова // Вопросы общего, высшего и дополнительного образования: сборник статей национальной научно-практической конференции с международным участием [Ярославль, 4 апреля 2019 г.] / под науч. ред. М. В. Новикова. – Ярославль : РИО ЯГПУ, 2019. – С.54-63.
9. Капустина, Л.В. Клубное пространство как средство социализации подростков / Л.В. Капустина. – [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://multiurok.ru/files/klubnoie-prostranstvo-kak-sriedstvo-sotsializatsii.html 1 (дата обращения: 28.12.2021).
10. Колесов, И.В. Потенциал клубной деятельности в формировании социальной активности подростков / И.В. Колесов. – [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/potentsial-klubnoy-deyatelnosti-v-formirovanii-sotsialnoy-aktivnosti-podrostkov (дата обращения: 25.12.2021).
11. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 256 с.
12. Королев, С.В. Клубная деятельность как одно из средств группового сопровождения воспитанников / В.С. Королев // Современные технологии в мировом научном пространстве. Сборник статей Международной научно-практической конференции. – М., 2016. – С. 127-129.
13. Косенкова, А.А. Теоретико-педагогические концепции социализации подростков / А.А.Косенкова // Конструктивизм в психологии и педагогике: сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 94-97.
14. Куприянов, Б.В. Роль и место клуба в дополнительном образовании детей / Б.В. Куприянов // Воспитание школьников. – 2015. – № 1. – С. 55-62.
15. Лосева, О.А. Социализация подростков в подростковых клубах / О.А. Лосева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 12. С. 30-33.
16. Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: Учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. - М.: Проспект, 2016. - 464 c.
17. Матянина, Т.И. Использование возможностей клуба как формы дополнительного образования детей и подростков для их успешной социализации / Т.И. Матянина // Актуальные задачи педагогики. Материалы VI Междуна. научной конференции. 2015. – С. 121-122.
18. Ремшмид, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Х. Ремшмид. – М.: Мир, 1994.- 320с.
19. Рожков, М.И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся-подростков / М.И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. – 2004 . – № 1. – С. 16-18.
20. Сайт Клуба «Факел» МБУ ДО «Детский (подростковый) центр «Агнес» г. Нижний Новгород http://mouagnes.ru/fakel.html
21. Сербина, Л.Ф. Ключевые понятия социализации // Л.Ф.Сербина / В книге: Психолого-педагогическое сопровождение и социальная адаптация обучающихся в образовательных организациях различного вида: современные подходы и пути решения. – Санкт-Петербург, 2018. – С. 7-12.
22. Суязова, С.Н. Воспитание и социализация обучающихся в клубах по месту жительства / С.Н. Суязова. – [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/vospitaniie-i-sotsializatsiia-obuchaiushchikhsia-v-klubakh-po-miestu-zhitiel-stva (дата обращения: 29.12.2021).
23. Федоров А.Ф. Особенности формирования межличностных отношений подростков в клубе по месту жительства / А.Ф. Федоров, А.А. Бударин // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2014. – № 5 (95). – С. 184-186.
24. Чучина, Н.Н. Социализация подростков в сфере досуга / Н.Н. Чучина // Молодой ученый. – 2016. – № 18 (122). – С. 465-475.